Знаете, Джоэл, волшебство уходит... ― Знаю. ― Что делать будем? ― Наслаждаться моментом. (с)
Прочесть статью можно, кликнув на картинку.


По материалам статьи из X тома «Православной энциклопедии»
Архангел Гавриил
Гавриил [греч. Γαβριήλ, Γαβριήλιος - муж Божий или сила Божия], один из архангелов, составляющих 8-й чин ангельских сил.
Согласно Евангелию от Луки, Г. возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, свящ. Захарии (Лк 1. 11-20), и о рождении Спасителя - Пресв. Богородице (Лк 1. 26-38). Г., как и арх. Михаил (Откр 12. 7), назван в Новом Завете по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк 1. 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Г. выражение «ангел Господень» (Лк 1. 11; Мф 1. 20 слл.; 2. 13; ср.: Лк 2. 9; Деян 5. 19; 8. 26; 12. 7), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями (ср.: Быт 16. 7-14; 21. 17-18; Исх 3; Суд 6. 11-24; 13. 2-23; Иер 1. 4-10; см. ст. Ангел Господень).
В Ветхом Завете Г. упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан 8. 16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан 9. 20-27).
Большая часть сведений о Г. содержится в апокрифической литературе. В ангелологии эфиоп. версии книги Еноха Г.- один из высших ангелов, его функции разнообразны: «Гавpиил, один из святых ангелов, котоpый поставлен над змеями, и над pаем, и над хеpyвимами» (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция - молитва за живущих на земле: он «пpосит и молится за живyщих на земле и yмоляет во имя Господа дyхов» (Там же. 40; ср.: Тов 12. 15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «...и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит Г. в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, которые соединились с женами и породили исполинов (Там же. 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, которые прельстили людей (Там же. 54).
В свитке «Война сынов света против сынов тьмы» из рукописей Мёртвого моря Г.- одно из 4 имен (вместе с Михаилом, Сариилом и Рафаилом), написанных на щитах «сынов света» (1QM IX 15, 16).
В Таргуме на книгу псалмов Г. именуется «великим Сиона», согласно Таргуму на книги Паралипоменон, Г. - тот ангел, которого Господь послал по молитве царя Езекии и прор. Исаии уничтожить военачальников ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим (2 Пар 32. 21).

Почитание
В византийской традиции существовал общий культ архангелов Г. и Михаила, при этом Михаил пользовался особым почитанием.
Одним из главных центров почитания Г. являлся Назарет, в котором над источником был построен храм в его честь. Согласно Протоевангелию Иакова, на этом месте произошло первое явление Г. Пресв. Деве во время Благовещения (Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1996. Vol. 2. P. 140-144). В Константинополе известны церкви, освященные во имя архангела: в Адде, в Халлах (или Халдах) и в монастыре Хрисоваланту, а также придел в базилике Неа-Экклесия Большого дворца, построенной Василием I Македонянином (Janin. Églises et monastères. P. 66).
Однако в средневизантийский период преобладала традиция освящения храмов во имя обоих архангелов: церкви Таксиархов (Чиноначальников; Ταξιαρχῶν ) в Кастории (IX в.), Фессалонике (2-я пол. XIV в.) и др., монастыри Архангелов на Охридском оз. (X в.), в Прилепе (XI-XII вв.), Леснове (1341) и др., а также в честь Бесплотных сил (᾿Ασωμάτων ) в Фессалонике (Ротонда, нач. IV в.) и в Афинах (XI-XII вв.).
Помимо совместного празднования архангелов и Собора Бесплотных сил (8 ноября) в константинопольских рукописях с IX в. под 26 марта, т. е. на следующий день после праздника Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта), появляется особый праздник Собора арх. Гавриила (древнейшая датированная рукопись - написанное в Студийском монастыре Евангелие 891 г. (БАН. РАИК. № 74. Л. 204)). Впоследствии с распространением Иерусалимского устава было установлено еще одно празднование Собора арх. Гавриила - 13 июля, устойчиво отмечаемое только в поздних редакциях Иерусалимского устава, до этого его появление в литургических месяцесловах было эпизодическим (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 212; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267). Помимо этих празднований, получивших общецерковное значение, известен также местный праздник - Собор арх. Гавриила в Адине (11 июня). Установление праздника связано с явлением Г. афонскому иноку в местности Адин, недалеко от Кареи, близ монастыря Пантократор, во время правления Николая II Хрисоверга, патриарха Константинопольского. Однажды незнакомый монах попросился на ночлег в келью некоего благочестивого инока. Наутро оба они встали на молитву перед иконой Божией Матери «Милостивая». Инок по обыкновению славил Богородицу словами: «Честнейшую херувим...», но незнакомец начал это песнопение со слов: «Достойно есть яко воистину...». Инок попросил его записать начало молитвы и, т. к. в келье не оказалось ни чернил, ни пергамена, по просьбе незнакомца поставил перед ним каменную плиту. Тот стал писать на ней пальцем, как на вощеной дощечке, и, закончив, исчез. Согласно источникам, этот камень был позже отправлен в Константинополь, а икона, которая стала называться «Достойно есть», хранится в афонском монастыре Протат. Песнопение «Достойно есть» состоит из 2 частей: «Честнейшую херувим» - ирмоса трипеснца Великой пятницы, составленного Космой Маюмским († 787), и «Достойно есть» - припева более позднего времени. Из греческого синаксаря невозможно установить, что появилось раньше - праздник в честь Богородичной иконы или в честь собора арх. Гавриила, неизвестно также, об афонской или константинопольской местности Адда идет речь в повествовании (Вышний покров над Афоном. М., 19029, 1997р. С. 13-23; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 219-220).
Текстов, посвященных отдельно Г., в византийской литературе 2: энкомий и рассказ о чуде Г. мон. Луки Адиалипта (XII в.) (BHG, N 2158-2159). Г. также посвящено небольшое приложение к тексту о чудесах арх. Михаила Пантолеона Диакона (IX в.) (BHG, N 1287). Обычно Г. фигурирует в агиографических источниках совместно с арх. Михаилом (BHG, N 1290y - 1294c). Кроме того, Г. упомянут в текстах, посвященных ангелам (BHG, 123z - 129q).
Память Г. в календаре сиро-маронитской церкви помещена под 26 марта. В копт. календаре его память значится под 30 декабря и 30 марта.
В католической и в греческой православной Церквах память Г. отмечалась 26 марта. Во многих храмах, преимущественно в Испании, празднование ему совершалось еще 18 марта. Однако в 1921 г. папа римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Сейчас память Г. отмечается в один день с архангелами Михаилом и Рафаилом - 29 сент. Латинская литургическая традиция не имеет текстов, непосредственно посвященных Г. Он упомянут в «Списках Медиоланских святых» (Goffredo da Bussero. Liber Notitiae sanctorum Mediolani. Mil., 1917. P. 138-139) (BHL, N 9035 p). Г. вместе с арх. Михаилом изображается в качестве стража на входе в храм. В католической традиции Г. считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п.
В исламе образ Г. воспринят из иудейской и христианской традиций. В Коране Джабраил (или Джибрил) считается ангелом, наиболее приближенным к Аллаху, главным среди 4 ангелов (Микал, Исраил, Исрафил), покровителем прор. Мухаммада (2. 97 (91) - 98 (92); 66. 4). Послекораническое предание называет Г. духом-посредником, передавшим Коран Мухаммаду. По другой версии, первые откровения пророку передавал другой ангел, а Г. стал являться ему уже после фатры (перерыва в откровениях).

Источники: ActaSS. Mart. T. 3. P. 607-611.
Литература: DACL. Vol. 6. Col. 10-29; BiblSS. Vol. 5. Col. 1326-1336; Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 64-65.
Авторы - О. Н. Афиногенова, О. В. Лосева
[Информация взята с сайта - www.sedmitza.ru
Сайт Православной Энциклопедии - www.pravenc.ru]


По материалам статьи из X тома «Православной энциклопедии»
Архангел Гавриил
Гавриил [греч. Γαβριήλ, Γαβριήλιος - муж Божий или сила Божия], один из архангелов, составляющих 8-й чин ангельских сил.
Согласно Евангелию от Луки, Г. возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, свящ. Захарии (Лк 1. 11-20), и о рождении Спасителя - Пресв. Богородице (Лк 1. 26-38). Г., как и арх. Михаил (Откр 12. 7), назван в Новом Завете по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк 1. 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Г. выражение «ангел Господень» (Лк 1. 11; Мф 1. 20 слл.; 2. 13; ср.: Лк 2. 9; Деян 5. 19; 8. 26; 12. 7), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями (ср.: Быт 16. 7-14; 21. 17-18; Исх 3; Суд 6. 11-24; 13. 2-23; Иер 1. 4-10; см. ст. Ангел Господень).
В Ветхом Завете Г. упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан 8. 16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан 9. 20-27).
Большая часть сведений о Г. содержится в апокрифической литературе. В ангелологии эфиоп. версии книги Еноха Г.- один из высших ангелов, его функции разнообразны: «Гавpиил, один из святых ангелов, котоpый поставлен над змеями, и над pаем, и над хеpyвимами» (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция - молитва за живущих на земле: он «пpосит и молится за живyщих на земле и yмоляет во имя Господа дyхов» (Там же. 40; ср.: Тов 12. 15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «...и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит Г. в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, которые соединились с женами и породили исполинов (Там же. 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, которые прельстили людей (Там же. 54).
В свитке «Война сынов света против сынов тьмы» из рукописей Мёртвого моря Г.- одно из 4 имен (вместе с Михаилом, Сариилом и Рафаилом), написанных на щитах «сынов света» (1QM IX 15, 16).
В Таргуме на книгу псалмов Г. именуется «великим Сиона», согласно Таргуму на книги Паралипоменон, Г. - тот ангел, которого Господь послал по молитве царя Езекии и прор. Исаии уничтожить военачальников ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим (2 Пар 32. 21).

Почитание
В византийской традиции существовал общий культ архангелов Г. и Михаила, при этом Михаил пользовался особым почитанием.
Одним из главных центров почитания Г. являлся Назарет, в котором над источником был построен храм в его честь. Согласно Протоевангелию Иакова, на этом месте произошло первое явление Г. Пресв. Деве во время Благовещения (Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1996. Vol. 2. P. 140-144). В Константинополе известны церкви, освященные во имя архангела: в Адде, в Халлах (или Халдах) и в монастыре Хрисоваланту, а также придел в базилике Неа-Экклесия Большого дворца, построенной Василием I Македонянином (Janin. Églises et monastères. P. 66).
Однако в средневизантийский период преобладала традиция освящения храмов во имя обоих архангелов: церкви Таксиархов (Чиноначальников; Ταξιαρχῶν ) в Кастории (IX в.), Фессалонике (2-я пол. XIV в.) и др., монастыри Архангелов на Охридском оз. (X в.), в Прилепе (XI-XII вв.), Леснове (1341) и др., а также в честь Бесплотных сил (᾿Ασωμάτων ) в Фессалонике (Ротонда, нач. IV в.) и в Афинах (XI-XII вв.).
Помимо совместного празднования архангелов и Собора Бесплотных сил (8 ноября) в константинопольских рукописях с IX в. под 26 марта, т. е. на следующий день после праздника Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта), появляется особый праздник Собора арх. Гавриила (древнейшая датированная рукопись - написанное в Студийском монастыре Евангелие 891 г. (БАН. РАИК. № 74. Л. 204)). Впоследствии с распространением Иерусалимского устава было установлено еще одно празднование Собора арх. Гавриила - 13 июля, устойчиво отмечаемое только в поздних редакциях Иерусалимского устава, до этого его появление в литургических месяцесловах было эпизодическим (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 212; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267). Помимо этих празднований, получивших общецерковное значение, известен также местный праздник - Собор арх. Гавриила в Адине (11 июня). Установление праздника связано с явлением Г. афонскому иноку в местности Адин, недалеко от Кареи, близ монастыря Пантократор, во время правления Николая II Хрисоверга, патриарха Константинопольского. Однажды незнакомый монах попросился на ночлег в келью некоего благочестивого инока. Наутро оба они встали на молитву перед иконой Божией Матери «Милостивая». Инок по обыкновению славил Богородицу словами: «Честнейшую херувим...», но незнакомец начал это песнопение со слов: «Достойно есть яко воистину...». Инок попросил его записать начало молитвы и, т. к. в келье не оказалось ни чернил, ни пергамена, по просьбе незнакомца поставил перед ним каменную плиту. Тот стал писать на ней пальцем, как на вощеной дощечке, и, закончив, исчез. Согласно источникам, этот камень был позже отправлен в Константинополь, а икона, которая стала называться «Достойно есть», хранится в афонском монастыре Протат. Песнопение «Достойно есть» состоит из 2 частей: «Честнейшую херувим» - ирмоса трипеснца Великой пятницы, составленного Космой Маюмским († 787), и «Достойно есть» - припева более позднего времени. Из греческого синаксаря невозможно установить, что появилось раньше - праздник в честь Богородичной иконы или в честь собора арх. Гавриила, неизвестно также, об афонской или константинопольской местности Адда идет речь в повествовании (Вышний покров над Афоном. М., 19029, 1997р. С. 13-23; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 219-220).
Текстов, посвященных отдельно Г., в византийской литературе 2: энкомий и рассказ о чуде Г. мон. Луки Адиалипта (XII в.) (BHG, N 2158-2159). Г. также посвящено небольшое приложение к тексту о чудесах арх. Михаила Пантолеона Диакона (IX в.) (BHG, N 1287). Обычно Г. фигурирует в агиографических источниках совместно с арх. Михаилом (BHG, N 1290y - 1294c). Кроме того, Г. упомянут в текстах, посвященных ангелам (BHG, 123z - 129q).
Память Г. в календаре сиро-маронитской церкви помещена под 26 марта. В копт. календаре его память значится под 30 декабря и 30 марта.
В католической и в греческой православной Церквах память Г. отмечалась 26 марта. Во многих храмах, преимущественно в Испании, празднование ему совершалось еще 18 марта. Однако в 1921 г. папа римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Сейчас память Г. отмечается в один день с архангелами Михаилом и Рафаилом - 29 сент. Латинская литургическая традиция не имеет текстов, непосредственно посвященных Г. Он упомянут в «Списках Медиоланских святых» (Goffredo da Bussero. Liber Notitiae sanctorum Mediolani. Mil., 1917. P. 138-139) (BHL, N 9035 p). Г. вместе с арх. Михаилом изображается в качестве стража на входе в храм. В католической традиции Г. считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п.
В исламе образ Г. воспринят из иудейской и христианской традиций. В Коране Джабраил (или Джибрил) считается ангелом, наиболее приближенным к Аллаху, главным среди 4 ангелов (Микал, Исраил, Исрафил), покровителем прор. Мухаммада (2. 97 (91) - 98 (92); 66. 4). Послекораническое предание называет Г. духом-посредником, передавшим Коран Мухаммаду. По другой версии, первые откровения пророку передавал другой ангел, а Г. стал являться ему уже после фатры (перерыва в откровениях).

Источники: ActaSS. Mart. T. 3. P. 607-611.
Литература: DACL. Vol. 6. Col. 10-29; BiblSS. Vol. 5. Col. 1326-1336; Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 64-65.
Авторы - О. Н. Афиногенова, О. В. Лосева
[Информация взята с сайта - www.sedmitza.ru
Сайт Православной Энциклопедии - www.pravenc.ru]
@темы: богословие, иконопись