Знаете, Джоэл, волшебство уходит... ― Знаю. ― Что делать будем? ― Наслаждаться моментом. (с)
Хочу познакомить Вас со своей первой работой по теме ангелологии. Она посвящена Архангелу Михаилу. Символика цвета в разных культурах всегда интересовала меня, и в какой-то момент я задалась вопросом, какую роль играет цвет в иконах, несет ли скрытую смысловую нагрузку. Сразу оговорюсь, работа вольная и не была показана специалистам, изучающим историю и язык иконы. Надеюсь, это когда-нибудь произойдет, и я смогу получить профессиональные комментарии. Тогда, вероятно, работа несколько изменится, если я в каких-то предположениях и выводах сделала ошибки.
Итак, Архангел Михаил и его цвета (автор статьи - Ирина Кондеева)


Икону иносказательно можно назвать «текстом», насыщенным образами и смыслами. Метафоры, ассоциации, различные значения формы, композиции, палитры – символика буквально наполняет изображение, где каждая, даже самая мельчайшая, деталь имеет свое значение, порой скрытое от неопытного взгляда, но несущее зачастую гораздо больше информации, чем сам художественный образ. Известно, что внешний, земной, вещественный свет всегда рассматривался Церковью лишь как знамение и символ невещественного Божественного света. Свет и составляющая его цветовая гамма содержат в себе отображения определенных Божественных истин и явлений и являются образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определенным духовным явлениям и лицам. Символика цвета играет особенную роль в иконописи.
Если посмотреть на изображения архангела Михаила, можно отметить основной, характерный для него цвет, всегда присутствующий в росписи или на иконах с ним либо в одежде и обуви, либо как цвет его крыльев, волос или крылатого коня, на котором архангел Михаил появляется как ангел апокалипсиса, поражающий дракона. Это красный цвет.
Говорят, «Бог есть любовь», которую Господь явил миру, когда Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою во имя человечества, ради духовного спасения мира, Кровью Своей омыл страшные грехи человечества. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит израильский народ в обетованную землю. В послании к евреям Бога именуют «огнем поедающим». Таким образом, красный является цветом священной крови Христа. Еще одно значение цвета – символ священного огня, который воспылает в день Страшного суда. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет огня и пламенной, жертвенной Божественной любви, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к Божественному престолу архангелов и серафимов.
Имя архангела Михаила означает по-древнееврейски «кто как Бог». Его величают предводителем ангельского воинства, победителем зла. Архангел Михаил почитается как покровитель воинов, бьющихся за правое дело, и как защитник от зла. Столь близкое положение к Богу, отраженное в этимологии имени и в функциях архангела Михаила, связывает этого архангела с прямым исполнением воли Бога Отца. Таким образом, красный цвет, являющийся одним из символов Ипостаси Бога Отца, вместе с тем становится основным символом архангела Михаила.
Вероятно, красный цвет также связан с церковным именованием архангела Михаила «архистратигом», то есть старшим воином, вождем. Он явился Иисусу Навину в качестве помощника в завоевании израильтянами Обетованной земли. И он же явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. В книге откровения архангел Михаил назван главным вождем, выступающим в войне против дракона-дьявола и взбунтовавшихся ангелов. Эта связь объединяет образ архангела Михаила с войной и кровью, активной защитой интересов Бога Отца, а также мира, им созданного.
Ученица и сотрудница Карла Юнга Иоланда Якоби установила, что для большинства людей красный цвет ассоциируется, прежде всего, с кровью и огнем. Она также выделила основные ощущения, связанные с красным цветом – тепло и беспокойство. В данном случае сюжеты многих икон с архангелом Михаилом являются для людей предостережением, с одной стороны, а с другой – обещают защиту (например, икона «Архангел Михаил, спорящий за душу с дьяволом» Испания, ок. 1200 года).

«Архангел Михаил, спорящий за душу с дьяволом» (Испания, ок. 1200 года)
Итак, Архангел Михаил и его цвета (автор статьи - Ирина Кондеева)


Икону иносказательно можно назвать «текстом», насыщенным образами и смыслами. Метафоры, ассоциации, различные значения формы, композиции, палитры – символика буквально наполняет изображение, где каждая, даже самая мельчайшая, деталь имеет свое значение, порой скрытое от неопытного взгляда, но несущее зачастую гораздо больше информации, чем сам художественный образ. Известно, что внешний, земной, вещественный свет всегда рассматривался Церковью лишь как знамение и символ невещественного Божественного света. Свет и составляющая его цветовая гамма содержат в себе отображения определенных Божественных истин и явлений и являются образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определенным духовным явлениям и лицам. Символика цвета играет особенную роль в иконописи.
Если посмотреть на изображения архангела Михаила, можно отметить основной, характерный для него цвет, всегда присутствующий в росписи или на иконах с ним либо в одежде и обуви, либо как цвет его крыльев, волос или крылатого коня, на котором архангел Михаил появляется как ангел апокалипсиса, поражающий дракона. Это красный цвет.
Говорят, «Бог есть любовь», которую Господь явил миру, когда Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою во имя человечества, ради духовного спасения мира, Кровью Своей омыл страшные грехи человечества. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит израильский народ в обетованную землю. В послании к евреям Бога именуют «огнем поедающим». Таким образом, красный является цветом священной крови Христа. Еще одно значение цвета – символ священного огня, который воспылает в день Страшного суда. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет огня и пламенной, жертвенной Божественной любви, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к Божественному престолу архангелов и серафимов.
Имя архангела Михаила означает по-древнееврейски «кто как Бог». Его величают предводителем ангельского воинства, победителем зла. Архангел Михаил почитается как покровитель воинов, бьющихся за правое дело, и как защитник от зла. Столь близкое положение к Богу, отраженное в этимологии имени и в функциях архангела Михаила, связывает этого архангела с прямым исполнением воли Бога Отца. Таким образом, красный цвет, являющийся одним из символов Ипостаси Бога Отца, вместе с тем становится основным символом архангела Михаила.
Вероятно, красный цвет также связан с церковным именованием архангела Михаила «архистратигом», то есть старшим воином, вождем. Он явился Иисусу Навину в качестве помощника в завоевании израильтянами Обетованной земли. И он же явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. В книге откровения архангел Михаил назван главным вождем, выступающим в войне против дракона-дьявола и взбунтовавшихся ангелов. Эта связь объединяет образ архангела Михаила с войной и кровью, активной защитой интересов Бога Отца, а также мира, им созданного.
Ученица и сотрудница Карла Юнга Иоланда Якоби установила, что для большинства людей красный цвет ассоциируется, прежде всего, с кровью и огнем. Она также выделила основные ощущения, связанные с красным цветом – тепло и беспокойство. В данном случае сюжеты многих икон с архангелом Михаилом являются для людей предостережением, с одной стороны, а с другой – обещают защиту (например, икона «Архангел Михаил, спорящий за душу с дьяволом» Испания, ок. 1200 года).

«Архангел Михаил, спорящий за душу с дьяволом» (Испания, ок. 1200 года)
Архангел Михаил предостерегает людей от грехов, ведущих на сторону дьявола и отворачивающих от Бога, его огненный меч обещает воздаяние и наказание за смертные грехи. Однако этот же меч является символом защиты от зла для человека, обратившегося к этому архангелу, а также символом силы, даруемой человеку на борьбу с искушениями и с врагом за правое дело. Часто меч изображают красного или оранжевого цвета.
Кровь испокон веков являлась символом жизни, эта же символика переносится и на красный цвет. Потому, как мне видится, красный цвет в одежде архангела Михаила или как цвет его крыльев является символом жизни как вечной борьбы с самим собой, со злом, которое гнездится не только в окружающем мире, но, в первую очередь, в самом человеке. Это символ утверждения жизни в своем самом главном предназначении – приблизиться к Богу, совладав с самим собой. Красный цвет – это импульс к действию, к борьбе. Символ мужественности, потому архангел Михаил являлся к тем, кому было суждено пострадать за веру, дабы укрепить их решимость. Иконы: «Мученица Александра и архангел Михаил», «Архангел Михаил. Чудо о святых мучениках Флоре и Лавре», «Явление Екатерине Арх. Михаила, укрепляющего ее в вере. Призвание Максентием мудрецов» (название 4-го клейма ярославской иконы). Красный цвет, связанный с такими человеческими эмоциями, как страсть, возбуждение и чувственность, в данном ключе раскрывает эти эмоции в своем наивысшем, духовном проявлении. Страсть, которая позволяет противостоять тем, кто пытается сбить нас с выбранного пути христианской веры, но не животная, не фанатичная с «пеной у рта», а мысленная и сдержанная, но дарующая силы. Чувственность – как способность открыться перед Богом, перед ангелами его, найти в себе Любовь.

«Мученица Александра и архангел Михаил» (вторая половина 19 века)

«Архангел Михаил. Чудо о святых мучениках Флоре и Лавре» (начало 18 века)

«Явление Екатерине Арх. Михаила, укрепляющего ее в вере. Призвание Максентием мудрецов» (название 4-го клейма ярославской иконы). Сцена явления в верхнем правом углу. Варваринская церковь в Ярославле,
2-я половина 17 века.
В красном цвете таится чувство угрозы для жизни. Жизнь физическая и жизнь духовная тесно переплетены, спасение жизни духовной имеет огромный смысл – спасти душу, развивая в себе христианские добродетели, значит приблизить себя к Богу. Вероятно, человечеству проще показать опасности духовной жизни через опасности физической жизни: воздаяние за грехи еще при жизни, образ физического и психологического наказания после смерти. Это отражается в некоторых довольно агрессивных сюжетах, связанных с архангелом Михаилом. Примеры сюжетов: архангел Михаил – ангел апокалипсиса, поражающий копьем дракона; сюжет многочастной иконы «Михаил Архангел, Грозных Сил воевода, Огненное восхождение пророка Илии, свв. Борис, Глеб, Георгий и Димитрий» (Россия, ок. 1800 года); икона «Архангел Михаил с деяниями» (Польша, 16 век); архангел Михаил, побивающий трясавиц; «Благословенно воинство небесного царя» (1550-е годы).

«Архангел Михаил грозных сил воевода» (Россия, 1718 год). Икона написана на основе текста Апокалипсиса, где в решающей эсхатологической битве против Зла выступает именно архангел Михаил. Художник указал на роль архангела Михаила как предводителя небесного воинства. Владея огромной духовной силой и грозным оружием, архангел побеждает сатану. В левом верхнем углу - Христос - Эммануил, благословляющий его на подвиг. Справа - ангелы, сокрушающие копьями бесов.

Архангел Михаил в образе всадника Апокалипсиса (Россия, 1-я половина 19 века)

Архангел Михаил Архистратиг в образе всадника Апокалипсиса (Россия, 19 век)

Книга, которая в руке у Михаила, восходит к тексту Апокалипсиса: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» (Откр. 5:1-2).

Небесное Воинство (Богоявленский собор, Иркутск). «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-19).

«Михаил Архангел, Грозных Сил воевода, Огненное восхождение пророка Илии, свв. Борис, Глеб, Георгий и Димитрий» (Россия, ок. 1800 года)

«Архангел Михаил с деяниями» (Польша, 16 век)

Архангел Михаил, побивающий трясавиц

«Благословенно воинство небесного царя» (1550-е годы). Находилась в Усыпальнице Великого Князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре Московского Кремля.
Кровь испокон веков являлась символом жизни, эта же символика переносится и на красный цвет. Потому, как мне видится, красный цвет в одежде архангела Михаила или как цвет его крыльев является символом жизни как вечной борьбы с самим собой, со злом, которое гнездится не только в окружающем мире, но, в первую очередь, в самом человеке. Это символ утверждения жизни в своем самом главном предназначении – приблизиться к Богу, совладав с самим собой. Красный цвет – это импульс к действию, к борьбе. Символ мужественности, потому архангел Михаил являлся к тем, кому было суждено пострадать за веру, дабы укрепить их решимость. Иконы: «Мученица Александра и архангел Михаил», «Архангел Михаил. Чудо о святых мучениках Флоре и Лавре», «Явление Екатерине Арх. Михаила, укрепляющего ее в вере. Призвание Максентием мудрецов» (название 4-го клейма ярославской иконы). Красный цвет, связанный с такими человеческими эмоциями, как страсть, возбуждение и чувственность, в данном ключе раскрывает эти эмоции в своем наивысшем, духовном проявлении. Страсть, которая позволяет противостоять тем, кто пытается сбить нас с выбранного пути христианской веры, но не животная, не фанатичная с «пеной у рта», а мысленная и сдержанная, но дарующая силы. Чувственность – как способность открыться перед Богом, перед ангелами его, найти в себе Любовь.

«Мученица Александра и архангел Михаил» (вторая половина 19 века)

«Архангел Михаил. Чудо о святых мучениках Флоре и Лавре» (начало 18 века)

«Явление Екатерине Арх. Михаила, укрепляющего ее в вере. Призвание Максентием мудрецов» (название 4-го клейма ярославской иконы). Сцена явления в верхнем правом углу. Варваринская церковь в Ярославле,
2-я половина 17 века.
В красном цвете таится чувство угрозы для жизни. Жизнь физическая и жизнь духовная тесно переплетены, спасение жизни духовной имеет огромный смысл – спасти душу, развивая в себе христианские добродетели, значит приблизить себя к Богу. Вероятно, человечеству проще показать опасности духовной жизни через опасности физической жизни: воздаяние за грехи еще при жизни, образ физического и психологического наказания после смерти. Это отражается в некоторых довольно агрессивных сюжетах, связанных с архангелом Михаилом. Примеры сюжетов: архангел Михаил – ангел апокалипсиса, поражающий копьем дракона; сюжет многочастной иконы «Михаил Архангел, Грозных Сил воевода, Огненное восхождение пророка Илии, свв. Борис, Глеб, Георгий и Димитрий» (Россия, ок. 1800 года); икона «Архангел Михаил с деяниями» (Польша, 16 век); архангел Михаил, побивающий трясавиц; «Благословенно воинство небесного царя» (1550-е годы).

«Архангел Михаил грозных сил воевода» (Россия, 1718 год). Икона написана на основе текста Апокалипсиса, где в решающей эсхатологической битве против Зла выступает именно архангел Михаил. Художник указал на роль архангела Михаила как предводителя небесного воинства. Владея огромной духовной силой и грозным оружием, архангел побеждает сатану. В левом верхнем углу - Христос - Эммануил, благословляющий его на подвиг. Справа - ангелы, сокрушающие копьями бесов.

Архангел Михаил в образе всадника Апокалипсиса (Россия, 1-я половина 19 века)

Архангел Михаил Архистратиг в образе всадника Апокалипсиса (Россия, 19 век)

Книга, которая в руке у Михаила, восходит к тексту Апокалипсиса: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» (Откр. 5:1-2).

Небесное Воинство (Богоявленский собор, Иркутск). «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-19).

«Михаил Архангел, Грозных Сил воевода, Огненное восхождение пророка Илии, свв. Борис, Глеб, Георгий и Димитрий» (Россия, ок. 1800 года)

«Архангел Михаил с деяниями» (Польша, 16 век)

Архангел Михаил, побивающий трясавиц

«Благословенно воинство небесного царя» (1550-е годы). Находилась в Усыпальнице Великого Князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре Московского Кремля.
Грозен лик ангельского воеводы и суров взгляд – они как будто говорят нам, что за зло, содеянное сознательно, полагается самое суровое воздаяние. Тот, кто на стороне Божией, может рассчитывать не покровительство и защиту архангела Михаила, если прямосердечен и верен слову и делу своему.
Часто на иконах с архангелом Михаилом присутствует золотой цвет (крылья золотого цвета, золотой цвет в одежде и обуви, нимб, цвет трубы архангела Михаила, фон) и темный цвет. Грозные темные крылья архангела Михаила часто можно увидеть на старинных иконах. Темный цвет – знак строгости, сурового покаяния и смирения; символ отказа от мирской греховности. В противоположность другой символике черного цвета как символа ада, мрака или бездны, в которую и повергает архангел Михаил взбунтовавшихся ангелов и страшных грешников, а также греха, войну с которым призывает вести внутри себя архангел Михаил. Темно-коричневым цветом, присутствующим в некоторых изображениях архангела Михаила, иконописцы, скорее всего, стремились передать некую телесность образа, но не земную, поврежденную грехом.
Золотой цвет. Свет, освещение, возжигание светильников и свечей в определенные моменты службы - все это имело большое значение в структуре богослужения - литургическом пути приобщения к высшему знанию. "Канон утрени" завершался восклицанием предстоятеля: "Слава Тебе, показавшему нам свет!". Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: "Я свет миру" (Ин. 9, 5). Поэтому и золото - устойчивый символ истины. «Царь мира», «сияние славы Отчей», «Архиерей грядущих благ» - наименования Сына Божия, которому более всего соответствует цвет золота (желтый или светло-коричневый на иконах) – цвет царского и архиерейского достоинства. С этим несущим свет началом тесно связан архангел Михаил, ведущий борьбу с силами тьмы, дарующий силу и уверенность страдающим за веру. Архангельская труба, которую на многих иконах держит в руке архангел Михаил, часто выполнена золотым цветом. Ее голос – это голос веры и верности создателю, огненной решимости служить Ему, голос, предупреждающий, что человеческая жизнь коротка и что каждого ждет справедливый суд по делам его, потому посвятить жизнь следует любви, обращенной к Богу.
Использованная литература:
1) Статья «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов» с сайта www.liturgy.ru
2) Статья об архангеле Михаиле с форума www.cirota.ru
3) Статья «Символика цвета» с сайта photonik.ru
4) Статья «Что означают иконы (символика иконы)» с сайта «Зографъ. Иконописная артель» - zograf.ru
5) Я.Л. Обухов «Символика цвета»
6) Статья «Икона: символ и значение» с сайта иконописной мастерской «Рублевъ» - www.divinum.ru
Часто на иконах с архангелом Михаилом присутствует золотой цвет (крылья золотого цвета, золотой цвет в одежде и обуви, нимб, цвет трубы архангела Михаила, фон) и темный цвет. Грозные темные крылья архангела Михаила часто можно увидеть на старинных иконах. Темный цвет – знак строгости, сурового покаяния и смирения; символ отказа от мирской греховности. В противоположность другой символике черного цвета как символа ада, мрака или бездны, в которую и повергает архангел Михаил взбунтовавшихся ангелов и страшных грешников, а также греха, войну с которым призывает вести внутри себя архангел Михаил. Темно-коричневым цветом, присутствующим в некоторых изображениях архангела Михаила, иконописцы, скорее всего, стремились передать некую телесность образа, но не земную, поврежденную грехом.
Золотой цвет. Свет, освещение, возжигание светильников и свечей в определенные моменты службы - все это имело большое значение в структуре богослужения - литургическом пути приобщения к высшему знанию. "Канон утрени" завершался восклицанием предстоятеля: "Слава Тебе, показавшему нам свет!". Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: "Я свет миру" (Ин. 9, 5). Поэтому и золото - устойчивый символ истины. «Царь мира», «сияние славы Отчей», «Архиерей грядущих благ» - наименования Сына Божия, которому более всего соответствует цвет золота (желтый или светло-коричневый на иконах) – цвет царского и архиерейского достоинства. С этим несущим свет началом тесно связан архангел Михаил, ведущий борьбу с силами тьмы, дарующий силу и уверенность страдающим за веру. Архангельская труба, которую на многих иконах держит в руке архангел Михаил, часто выполнена золотым цветом. Ее голос – это голос веры и верности создателю, огненной решимости служить Ему, голос, предупреждающий, что человеческая жизнь коротка и что каждого ждет справедливый суд по делам его, потому посвятить жизнь следует любви, обращенной к Богу.
Использованная литература:
1) Статья «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов» с сайта www.liturgy.ru
2) Статья об архангеле Михаиле с форума www.cirota.ru
3) Статья «Символика цвета» с сайта photonik.ru
4) Статья «Что означают иконы (символика иконы)» с сайта «Зографъ. Иконописная артель» - zograf.ru
5) Я.Л. Обухов «Символика цвета»
6) Статья «Икона: символ и значение» с сайта иконописной мастерской «Рублевъ» - www.divinum.ru
@темы: иконопись