Возникновение ангелов
Ангелы были сотворены Богом прежде творения видимого мира. Так как Писание говорит о сотворении ангелов, то нет сомнений, что ангелы не существовали вечно:
«Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неемия 9:6).
«Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его… Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились» (Псалтирь 147:2,5).
читать дальше
Ангельская иерархия
Среди семи ангелов лишь трое названы в Ветхом Завете по имени: Михаэль, Гавриэль и Рафаэль. Еще четверо: Уриэль, Регуэль, Сариэль и Иерахмиэль, упоминаются в неканонической литературе (Книге Еноха). Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль, Гавриэль, Уриэль и Рафаэль. Когда Ангелы появляются в осязаемом облике их описание отсутствует и подразумевается человеческий облик. Слово «Архангел», то есть — «старший ангел» по описанию функций малахим, которое дает Устная Тора, мы можем понять, что некоторые малахим создаются для выполнения одного или нескольких, но — одиночных, заданий, другие — существуют вне связи со временем земного мира.
Облик ангелов
Зачастую ангелы имеют облик, схожий с человеческим. В большинстве случаев (исключая спорный случай, описанный в Захарии 5:9) ангелы появляются в мужском облике, нежели в женском. Иногда ангелы выглядят как человек, но с какими-либо особенными дополнениями. Например, Даниил видел ангела с руками и ногами, подобными блестящему металлу и драгоценным камням, и с лицом подобным молнии (Даниил 10:5-6)… «и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его - как топаз, лице его — как вид молнии; очи его — как горящие светильники, руки его и ноги его по виду — как блестящая медь, и глас речей его — как голос множества людей». Некоторые места Писания описывают ангелов с крыльями (Исаия 6:2 «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал»). В других отрывках говорится о летающих ангелах, отсюда мы и делаем вывод о том, что крылья могут иметь к этому какое-то отношение (Даниил 9:21 «Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня...»). Большинство библейских ссылок об ангелах ничего не говорят об их крыльях. И в отрывках, подобным 18-й и 19-й главам Бытия, явно видно, что никаких видимых крыльев у ангелов не было.
Описаний внешнего вида Ангелов в бесплотном облике немного. Самое основное из них это книга пророка Иезекииля: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных [был] в колесах. Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных [был] в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; [а] когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние [было] вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.» (Иезекиль 1:4-28). В его книге Ангелы представляют из себя не «посланников», но «существа из Небесных Сфер».
Ангелы и люди
Незадолго до Всемирного потопа, некоторые Ангелы под предводительством Азазела скрещивались с людьми порождая исполинов (нефилим) Быт.6:2-4. Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:«В то время были на земле исполины (нефилим), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди», так трактует этот сюжет енохическая традиция. (Быт.6:4) Христианская традиция считает это иносказанием, считая, что под «сынами Божиими» в Библии подразумеваются не только Ангелы, но и праведные люди, тем самым, смысл этого стиха заключается в том, что праведные люди стали вступать в брак с безнравственными, поддались их влиянию, и сами морально опустились. Сыны Божии — это потомки Сифа, а дочери человеческие — потомки Каина.
Самое известное упоминание об Ангелах в Пятикнижии это визит трех Ангелов к Аврааму (Быт.18). Мудрецы говорят, что один из них должен был возвестить Аврааму о рождении Исаака, второй вывести семью Лота, а третий, уничтожить Содом.
Показательно место, где Иаков ночью борется с ангелом (Быт.32:28). Иаков после борьбы с ангелом Бога получает имя Израиль: «И сказал (ангел): как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:27,28) Эта реплика ангела привела к распространенному толкованию значения имени Израиль — «боровшийся с Богом». Существуют варианты толкования «Эль борется» или «Эль сражается». По другой версии имя Израиль происходит от глагола śarar (управлять, быть сильным, быть облеченным доверием) и означает «Бог правит» или «Бог судит».
Также широко известно место в Пятикнижии, где Бог с помощью Ангела останавливает Авраама в момент когда он уже готов был совершить жертвоприношение: «Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». (Быт.22:11-12).
Приведенные здесь описания появлений ангелов в Ветхом Завете достаточно скупы и дают слишком мало информации.
Ангелы в Ветхом Завете
Возникновение ангелов
Ангелы были сотворены Богом прежде творения видимого мира. Так как Писание говорит о сотворении ангелов, то нет сомнений, что ангелы не существовали вечно:
«Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неемия 9:6).
«Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его… Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились» (Псалтирь 147:2,5).
читать дальше
Ангелы были сотворены Богом прежде творения видимого мира. Так как Писание говорит о сотворении ангелов, то нет сомнений, что ангелы не существовали вечно:
«Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неемия 9:6).
«Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его… Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились» (Псалтирь 147:2,5).
читать дальше